Международная обстановка 1930-х гг., рост численности и технического оснащения армий в крупнейших развитых странах, все свидетельствовало о неминуемой мировой войне. В условиях нарастающей угрозы перед Советским Союзом назрела необходимость подготовки и комплектования войск с хорошо обученным личным составом.

В 1939 г. были проведены большие учебные сборы. Их итог показал необходимость возложить ответственность за состояние мобилизационного плана на командиров соответствующих частей, установить систематический созыв совещаний для разработки мобилизационных вопросов и обмена опытом в масштабе полка, дивизиона и округа. Для полного обеспечения мобилизационного развертывания армии в мирное время создавался запас предметов вещевого имущества.
Все мероприятия по изменению численности армии в сторону увеличения планировалось проводить в соответствии с возможностью полного и своевременного материального обеспечения.

Из записки Народного Комиссара Обороны СССР С.К. Тимошенко и начальника Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошникова следует, что к августу 1940 г. численность рядового и младшего начсостава составляла 2.682.408. человек. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР подлежало призыву в текущем (1940 г.) году 1.433.315 человек.

На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 8 марта 1941 г. было принято решение «О проведении учебных сборов военнообязанных запаса в 1941 году и привлечении на сборы из народного хозяйства лошадей и автотранспорта», планировалось призвать на учебные сборы в 1941 г. военнообязанных запаса в количестве 975.870 человек. Освобождались от учебных сборов рабочие и инженерно-технические работники Наркоматов Авиационной, Судостроительной, Химической промышленности, Боеприпасов и Путей Сообщений, а также некоторых заводов.

Из хранящейся в РГАНИ записки НКО СССР С.К. Тимошенко и постановления Совета народных комиссаров СССР следует, что военные сборы 1941 г. намечалось провести в три очереди: с 15 мая по 1 июля, с 10 июля по 25 августа, с 5 сентября по 20 октября.

В предвоенный период шел постоянный поиск наиболее рациональных форм, способов и методов воинского учета. В записке С.К. Тимошенко и Г.К. Жукова в адрес В.М. Молотова, датируемой 26 апреля 1941 г., сообщалось о потребности в дополнительном пополнении армии на 100.000 человек. Эту потребность армии предполагалось покрыть за счет досрочного призыва граждан 1922 года рождения. Уже 4 мая 1941 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение об утверждении постановления СНК СССР «Для обеспечения оргмероприятий по реорганизации авиационного тыла разрешить Народному Комиссару Обороны СССР досрочно призвать граждан 1922 года рождения в количестве 100.000 человек.


Партия, как направляющая сила, также проводила мобилизацию в своих рядах. Наркомату обороны было разрешено призвать 3700 коммунистов на политработу в Красную Армия. Отобранные коммунисты должны были быть «политически подготовленными, проверенными, физически здоровыми, в возрасте от 22 до 30 лет». Решение Политбюро ЦК ВКП(б) было принято 17 июня 1941 г., призыв планировалось произвести с 1 июля по 1 августа 1941 г.

После нападения фашистской Германии на Советский Союз в Политбюро ЦК ВКП(б) возникла необходимость принимать срочные меры. На основании статьи 49 пункта «л» Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР объявил мобилизацию военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северокавказскому и Закавказскому военным округам. Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно.

Можно говорить о патриотическом подъеме, готовности населения дать отпор врагу. Свидетельством этому является постановление Государственного комитета обороны СССР от 4 июля 1941 г. «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». По воле населения в дивизии народного ополчения по городу Москве было мобилизовано 200 000 человек, по Московской области 70 000 человек. За все время нахождения мобилизованных в частях народного ополчения за ними сохранялось содержание, семьям колхозников назначалось пособие.

Отлаженная работа в тылу – одна из ключевых задач, стоящих в первые месяцы мобилизации. 26 июня 1941 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли предоставлялось право устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день. Отменялись очередные и дополнительные отпуска, заменяясь денежной компенсацией.


На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 6 июня 1941 г. было решено при переходе промышленности боеприпасов, патронной и смежных с ними отраслей на мобилизационный план, перевести рабочих этих отраслей на сверхурочные работы в размере 3-х часов в каждую смену.

Одной из важнейших и сложных проблем явилось обеспечение народного хозяйства трудовыми ресурсами. Отметим запрет увольнять специалистов по гражданскому машиностроению и упразднять «конструкторскую и научно-исследовательскую работу по модернизации выпускаемых и по освоению новых совершенных машин».

Со второго полугодия 1941 г. предусматривалось применять сверхурочные работы до 2 часов в смену на заводах и в цехах занятых производством боеприпасов.

Главной целью было обеспечить усиленную работу всех предприятий. 16 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение ускорить приведение в боевую готовность укрепленных районов, а 21 июня ускорить ввод в действие авиамоторного завода №452 НКАП в Днепропетровске.

Проведенная в чрезвычайных условиях мобилизация продемонстрировала не только максимальные возможности промышленности, но и силу духа советского народа, готового пойти на все для защиты своего Отечества, что стало одним из факторов Победы!

