Новое поколение – новые учебники

       Вновь к вопросу о подготовке школьных учебников по истории вернулись лишь в 1950-е гг. после смерти И.В. Сталина, когда обозначилась необходимость пересмотра отдельных положений истории СССР. В докладной записке Отдела школ ЦК КПСС, направленной секретарю ЦК КПСС М.А. Суслову в мае 1953 г., предлагалось не только «внести соответствующие изменения в учебники «Краткий курс истории СССР», «История СССР» и «Конституция СССР», но также дополнить их материалами о решении четвертой сессии Верховного Совета СССР и поменять ряд подписей к портретам и иллюстрациям. (РГАНИ Ф. 5. Оп. 18. Д. 53. Л. 41).

       Кроме содержания учебников в ЦК появились вопросы к их оформлению и объему. В докладной записке министра просвещения РСФСР И. Каирова от 9.10.1953 секретарю ЦК КПСС М.А. Суслову отмечалось, что многие учебники слишком «разрослись». В ряде пособий количество материала превышало программные нормы, другие учебники имели серьезные недостатки в оформлении, не отвечая новейшим педагогическим требованиям. В целях улучшения качества учебников для начальной и средней школы предлагалось в начале 1954 г. провести совещание авторов учебников, научных работников и учителей, включая представителей всех союзных республик СССР (Там же. Л. 97–98). Участие последних имело смысл для советского руководства в связи с замеченными ошибками при переводе учебников на языки народов СССР. Так при переводе учебника истории СССР для 10 класса под редакцией А.М. Панкратовой, встречались ошибки, искажающие смысл, имелись неточности цитат (Там же. Л. 105).

       После XX съезда КПСС, утвердившего поворот во внутренней политике СССР, потребовалось внести в учебник по истории страны в эпоху социализма некоторые изменения, о чем сообщалось в справке профессора М.П. Кима в ЦК КПСС. Новое учебное пособие «История СССР. Эпоха социализма», подготовленное коллективом авторов со всей страны, после долгих обсуждений наконец было принято к использованию (Там же. Оп. 35. Д. 55. Л. 63–65). Оно выдержало множество изданий и использовалось для изучения истории СССР в средних общеобразовательных школах Советского Союза до середины 1980-х гг. При этом руководство страны не оставляло намерений менять и совершенствовать утвержденные материалы. Так с середины 1970-х гг. в ЦК рассматривалось предложение Министерства просвещения и Академии наук СССР о подготовке новых учебников по истории СССР, новой и новейшей истории зарубежных стран для учащихся старших классов.